Наставничество
В условиях реализации ФГОС ДО, введения профессионального стандарта педагога современному детскому саду нужен профессионально компетентный, творчески мыслящий и работающий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ дошкольной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого или начинающего педагога может протекать длительно и сложно.
Шкала
профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным
стандартом начинается с уровня – «начинающий педагог». И сегодня это
определение более актуально, чем педагог «молодой». Выпускники педагогических
ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. Зачастую, для работы с
детьми приходят специалисты, имеющие
педагогическое образование, но без опыта работы.
Особенностью их работы является то, что с первого дня начинающие педагоги имеют те же
самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с
многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе
ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Ни для кого не секрет, что большинство начинающих воспитателей боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации.
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации, а также вне ее при участии молодых специалистов, представителей предприятий и организаций, сообщество педагогов, обучающихся и родителей – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.
Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
Письмо Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 “О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”)
Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года №
3273«Об утверждении основных принципов национальной системы
профессионального роста педагогических работников Российской Федерации,
включая национальную систему учительского роста», в соответствии с
методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации
по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников в образовательных организациях.
Республиканский уровень
Указ Президента Чувашской Республики от 05.10.2005 № 101 «О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике»
Нормативно-правовые документы МБДОУ
Приказ о внедрении целевой модели наставничества в МБДОУ
Положение о наставничестве в МБДОУ